Актуальные задачи создания

информационно-образовательного пространства ОУ

 
      Эффективное решение проблем современного образования на уровне образовательного учреждения возможно лишь при условии создания и использования единого информационного пространства базирующегося на применении компьютерных и информационно–коммуникационных технологий. Причем, информационные технологии дают положительный ожидаемый эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями.
    Современная школа предполагает внедрение новых форм работы с использованием информационных технологий и предусматривает новые роли для участников образовательного процесса – педагога как консультанта и ученика как активного исследователя. Обучающийся творчески и самостоятельно работает над решением поставленной задачи, широко использует компьютер, Интернет, электронные базы данных для получения и обработки необходимой информации. Педагогу необходима более полноценная подготовка к урокам и систематическое повышение профессионального уровня.
      Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности.
     Отрадно заметить, что сегодня осуществляется целенаправленная поставка прикладных программных средств в учреждения образования. Однако, надо отметить, что в большинстве своем программные продукты, поступающие в школы не отвечают требованиям и ожиданиям рядовых педагогов, не искушенных в премудростях «тонкого» мира информационных технологий. На мой взгляд, любой продукт, попадающий в руки учителя, должен быть организован таким образом, чтобы любой фрагмент, входящий в структуру электронного пособия был автономно доступен и извлекаем из нее с тем, чтобы можно было на основе данного электронного учебного продукта конструировать собственные продукты, отвечающие требованиям современного урока. Для этого необходимо создание специализированных модульных электронных изданий или, по-другому, открытых мультимедиа систем по каждому предмету, учебной дисциплине. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды, а не вступать в противоречия.
       Сегодня учителя осваивают авторские методики организации подачи учебного материала, разрабатывают сценарии использования учебного продукта в урочной схеме организации обучения или в процессе самостоятельной работы обучающихся, конструируют собственные проекты урока с использованием известных ресурсов учебных программ. Их практическая ориентированность значительно повышает эффективность обучения учителей-предметников, повышает мотивацию к использованию современных информационных технологий, формирует у педагогов готовность к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
    В настоящее время возникает проблема формирования у педагогов набора профессиональных компетенций, которые нужны для эффективной работы в современных условиях. Учение и обучение в условиях избытка информации, ориентация на формирование способности самостоятельно учиться и «добывать» знания требуют существенного пополнения и изменения традиционного методического багажа.
   Новый этап развития системы образования ставит перед нами и новые задачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой. Сегодня не достаточно просто освоить компьютер, нужны серьезные методики и технологии использования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов. Преподаватель должен уметь создавать свой образовательный модуль, свою учебную программу, владеть специализированными методиками. Сегодня возникает необходимость введения в систему образования администраторов сетей, системных аналитиков, техников и других специалистов, которые должны выступать в роли помощников, консультантов по использованию информационных ресурсов.
     Высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова. Применение новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.
Для создания и развития информационно-образовательной среды должен быть полностью задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, имеющейся в образовательных учреждениях. При этом нельзя допустить разрушения сложившейся образовательной системы. Используя накопленный опыт, необходимо выстроить новую открытую информационно-образовательную структуру, интегрирующую все доступные образовательным учреждениям информационные технологии, обеспечить переход учителей к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме.
    Современную школу характеризует возрастающий интерес к новым технологиям в образовании, одно из направлений формирования информационного пространства школы является медиаобразование.

 
     Цель создания медиатеки:  удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса.
Принцип организации медиатеки – комфортная информационная среда.
  Медиатека – информационный центр школы для свободного доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам на различных носителях. Школьная медиатека обеспечивает самоподготовку обучающихся и повышение квалификации учителей.

Материально- техническая база медиатеки :
—                библиотека – традиционная рабочая зона библиотекаря, оборудованная компьютером с компьютерным каталогом, а также копировальной техникой;
 —                видеотека – формирует фонд учебных видеозаписей и организует места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией, оборудована видеомагнитофоном, видеокамерой, телевизором и соединена с предметными кабинетами;
—                фонотека – формирует фонд магнитных записей, CD-дисков, аппаратура для прослушивания записей, места индивидуальной и групповой работы с наушниками;
—                фонд информационных ресурсов – в этой рабочей зоне расположен центральный сервер медиатеки, для постоянного пополнения фонда информационных ресурсов;
—                компьютерная рабочая зона – для самостоятельной работы обучающихся или учителей оборудованы рабочие места. Все рабочие места и сервер медиатеки объединены в локальную сеть, подключённую к сети Интернет.
 

    Современная система образования должна иметь направленность на культурное, интеллектуальное и духовное развитие личности. Сочетание таких направлений образования поможет в условиях технологизации образования сохранить культурное наследие народов, их самобытность и в то же время не остаться в стороне от развивающихся информационных технологий.
     Цель организации единого информационного образовательного пространства образовательного учреждения заключается в обеспечении всех участников определенной познавательной свободой
    Базовые составляющие, формирующие основу и развитие ОУ в рамках формирования ЕИОП:
 

   В настоящее время образование во всём мире и в России в частности претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения серьёзно затрагивают цели и стратегические направления образования, что в свою очередь приводит к необходимости перестраивать его структуру, менять технологию и методики обучения. Очевидно, что простой закупки компьютеров и подключения их к сети Интернет недостаточно, необходимо создание ЕИОП.
    Рассматривая деятельность педагогов в рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения на данный момент времени можно выделить шесть ступеней использования компьютера.
 
Первая ступень – педагог освоил и использует компьютер в качестве «пишущей машинки»; в этом режиме идет подготовка с помощью ПК  дидактического, раздаточного материалов, планов уроков, планирования и т.д.; создание базы документов по предмету в памяти домашнего (рабочего) компьютера.
Вторая ступень – на данном этапе использования компьютера происходит знакомство учителя с пакетом офисных программ, их возможностями, приобретение элементарных навыков использование CD-дисков в своей деятельности. Даже низкий учебно-методический уровень, имеющихся в распоряжении педагога электронных пособий, учебников, энциклопедий, этих электронных носителей способен поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя предметника, относительная доступность содержимого дает возможность конструирования своих проектов.
Третья ступень – данный этап неразрывно связан с возможностью подключения и выхода в Интернет. Приобретая навыки работы в сети педагог получает практически неограниченную возможность поиска нужной информации. Использование компьютера на уроках, во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. Меняется и отношение школьников к такому учителю, и в большей степени, если на начальном этапе к своей деятельности педагог активно использует помощь своих учеников, а в глазах коллег по работе авторитет такого учителя возрастает.
Четвертая ступень – на этом этапе наступает пресыщение имеющимися информационными ресурсами. Учитель начинает овладевать технологиями «созидания», осваивая различные доступные программы, анимационные возможности которых существенно усиливает эффективность учебного занятия, учитель начинает выступать авторитетным консультантом и во внутришкольных проектах.
Пятая ступень - плавно новые информационные технологии внедряются в структуру традиционного урока и  становятся его неотъемлемой частью. Важно, что для учителя творческого возможно движение только вперед. И на данном этапе возникает проблема систематизации создаваемого и используемого материала уже на качественно новом уровне.
Шестая ступень – у учителя появляется потребность в систематизации и модернизации накопленного дидактического опыта, в том числе и того, который был в профессиональном арсенале преподавателя до начала использования информационных технологий в учебном процессе. У педагога складывается более реалистическое понимание своих возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение ее эффективности в силу того, что педагог в большей мере опирается на свои способности, стремится максимально выразить свою личность в ходе освоения и рационального внедрения в собственный преподавательский опыт информационных технологий. В арсенале педагога появляются дополнительные возможности реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, переход от декларации этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную школьную практику.
    Следовательно, в основу структуры единого – информационного пространства можно предложить три составляющие:
•    «неэлектронное» образовательное пространство – помещения, материальная, методическая и информационная базы библиотеки, учебных кабинетов, методического кабинета, школьного издательства, музея школы, кабинета психолога, спортивного зала ОУ.
Однако, это не только фонд учебных и методических материалов, но и комплект медиасредств – наличие компьютера для повседневной работы учителя, телевизора для демонстрации на уроке учебных программ и видеофрагментов, проектор для просмотра диапозитивов и т.д.
•    Интранет – внутренняя локальная сеть. Интранет помогает решать задачи доведения до всех структурных подразделений ОУ актуальной информации; организация оперативной связи с учебными кабинетами, библиотекой; обеспечения доступа директору, заместителям директора, учителям, библиотекарю, а в ряде случаев – обучающимся и родителям, к единому банку данных ОУ.
Единый банк данных включает базы данных общей административной информации и информации учебно-методического характера, картотеки и каталоги литературы, медиасредств, подготовленных сотрудниками библиотеки ОУ.
•    Интернет – доступ к информации, размещенной в мировой сети. Скоростной и  защищенный доступ в Интернет позволяет не только вести поиск, анализ и накопление ссылок на веб-ресурсы для различных групп пользователей, но и организовывать дистанционное обучение и повышение квалификации в соответствии с возникающими потребностями.

     Для решения проблем, которые могут возникнуть в процессе внедрения информационных технологий в рамках образовательного учреждения можно использовать, как проект, следующую программу, которая позволит использовать информационные технологии в образовательном процессе:
 Цели программы:
•    —                создание единой информационной среды образовательного учреждения, обеспечивающей повышение качества образования;
•    —                эффективное использование научно-педагогического потенциала;
•    —                поэтапный переход к новому уровню образования на основе интегрирования новых технологий, с использованием электронных пособий в схему традиционного занятия.
 Задачи программы:
•    —                формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования отдельно взятого образовательного учреждения;
•    —                предоставление участникам образовательного процесса (ученикам, преподавателям) свободного доступа к компьютерной технике, к глобальным информационным ресурсам, программным средствам (электронным учебникам, библиотекам, фонотекам и т.д.);
•    —                применение Интернет-технологий и мультимедийных учебников в учебном процессе;
•    —                подготовка педагогических, административных кадров образовательного учреждения, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
    Ожидаемые конечные результаты:
•    —                создание в образовательном учреждении фонда мультимедийных учебных пособий;
•    —                свободный доступ учащихся и преподавателей к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных учебных материалов по всем предметам общеобразовательной школы;
•    —                повышение качества образования.

Научно-методическое обеспечение программы:
•    —                программа обеспечивается научно-методической базой и инструментами по созданию электронной информации, её записи, тиражированию;
•    —                программа обеспечивается техническими и программными средствами для сопровождения учебного процесса;
•    —                реализация программы информатизации образовательного учреждения происходит в рамках программы ИСО.
 
 

Единое информационное пространство образовательного учреждения
условно включает в себя три уровня:
Уровень администрации – на данном уровне происходит:
      разработка стратегии применения компьютерной техники;
      материально–техническое оснащение образовательного учреждения;
      подготовка кадров и создание мотивации использования информационно–коммуникационных технологий;
      создание автоматизированных рабочих мест администратора и учителя;
      составление оптимального расписания, позволяющего максимально эффективно использовать имеющуюся компьютерную технику;
      развитие информационных ресурсов и их содержательное наполнение;
      создание условий для использования возможностей информационных коммуникаций и ресурсов компьютерных сетей для учебно-воспитательного процесса;
      создание нормативно–организационной структуры обеспечивающей эффективное взаимодействие пользователей в условиях информационной среды.
          Уровень преподавателя – на данном уровне формируется методическое обеспечение, позволяющее эффективно использовать компьютерную технику:
      разработка и подбор методик использования новых информационных технологий на занятиях;
      создание банка обучающих и контролирующих программ по учебному предмету;
      создание банка учебных задач, способных расширить возможность выбора;
      создание условий для самостоятельной деятельности учащихся с использованием возможностей информационно–коммуникационных технологий.
Уровень ученика – на данном уровне происходит доступ к информации, банкам знаний, дистанционным ресурсам необходимым обучающемуся  для учебной и внеурочной деятельности и получения дополнительного образования.
       Таким образом, совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле в значительной мере меняет конфигурацию отношений в системе «учитель – ученик», объективно уравнивая обоих в правах и возможностях.

       Однако содержательное наполнение информационного пространства образовательного учреждения в любом ее сегменте всегда было, есть и будет – педагогическим.
       Следующим шагом в создании единого информационного пространства школы является создание концепции, то есть рассмотрение различных вариантов действий исходящих из следующих условий:
      что на данный момент имеет образовательное учреждение;
      какой результат должен получиться, в конечном итоге.

        Школа, являясь сложной системой, состоит из отдельных звеньев, тесно связанных и взаимодействующих между собой: учебно-воспитательная деятельность, управленческая, хозяйственная, кадровая, научно-методическая. Объединяют все звенья в единое образовательное пространство информационные потоки. Придание этим потокам целенаправленного характера обеспечивает эффективное  функционирование системы, что возможно на основе ИКТ.
       Большая часть имеющейся информации ОУ должна быть переведена на электронные носители. Необходимо сформировать электронный банк данных о школе:
•    Данные об обучающихся
•    Данные об учителе
•    Отчетность
•    Финансы
•    Столовая
•    Хозяйство
        Использование ИКТ, как и всякая идея, прошла три этапа: полного отрицания, скептической заинтересованности и профессионального освоения. Большую роль в «принятии» новой технологии играет использование компьютера. Не все учителя сразу осознают преимущество компьютера. Прежде всего, потому, что не владеют пользовательскими навыками. В ОУ можно организовать дистанционное обучение учителей. Необходимо создать соответствующие условия, чтобы учитель переступил через барьер неприятия и страха. День за днем, год за годом нужно демонстрировать плюсы использования компьютера. Возникает группа учителей разных предметов, готовых работать  в этом направлении. Данные педагоги становятся опорой в реализации программы экспериментальной площадки, статус которой необходимо приобрести ОУ.
      До окончательного формирования структуры управленческого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса. Разрабатываются структуры и схемы хранения документов в электронном виде и способы ее защиты от несанкционированного доступа. Создаются программы тестирования обучающихся на компьютере с выводом итоговых результатов на компьютер учителя. Проводятся конкурсы компьютерной графики, презентаций, Web–сайтов и материалы этих конкурсов пополняют соответствующие разделы баз данных, чтобы впоследствии стать общедоступными. Начинается работа по созданию медиатеки, коллекции программного обеспечения для применения на компьютерах участников единого информационного пространства школы.
       Происходит обмен опытом работы с другими школами, учреждениями.
       Постоянно должно вестись обобщение опыта работы учителей использующих компьютерную технику и информационные технологии.
       При условии создания в образовательном учреждении Интранет-системы, следующим шагом становится выход на более высокий уровень функционирования информационного пространства – Интернет. Он предусматривает создание и открытие доступа всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к сайту учебного заведения, который должен предусматривать, как минимум, следующие возможности:
      интерактивное общение участников учебного процесса;
      размещение информации для всеобщего просмотра;
      размещение служебной информации, доступ к которой предусмотрен только после ввода соответствующего кода или пароля;
      размещение индивидуальных информационных полей участников, содержащих персонализированную информацию
Использование ИКТ позволяет избежать морального износа коллектива, вдохнуть новую жизнь в традиционную методику урока.  Все это убеждает, что ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы, всего образовательного учреждения.


 Использование метода проектов на уроках информатики
для развития творческой личности учащихся

 

Тема: «Компьютерные презентации».

Урок  практикум.

Технология: проектная.

Предварительное задание: изучить вопрос задачи, подобрать материал по данной теме, составить компьютерную презентацию, оформить отчёт в средеPowerPoint.

Для класса: Предлагаются задания.

Важным этапом работы с проектом является его защита.

Цели урока:

  • Систематизировать теоретические знания по теме  «Компьютерные презентации», закрепить навыки работы с современными прикладными программами, помочь обучающимся получить представление о мультимедиа,  познакомить обучающихся с возможностями анимации в презентациях, показать практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии, уметь самостоятельно получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Познакомить обучающихся с направлениями современной ИТ;
  • воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. Формировать умение вести дискуссию, аргументировать свою позицию, воспитывать уважение к сопернику;
  • развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с мультимедийными программными средствами, интереса у школьников к предмету информатики, помогая осознать фундаментальность изучаемого курса.       Совершенствовать умения коммуникативного общения. Развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

Задачи:

  1. Обобщение знаний по теме «Компьютерные презентации».
  2. Применение знаний информационных технологий при изучении информатики.
  3. Развитие умения слушать других, коммуникативности, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, навыков публичных выступлений, воспитание взаимоуважения друг к другу.
  4. Развитие творческого потенциала обучающихся (стиль оформления проекта, оригинальность идей).

Развитие познавательного интереса к предмету через применение разработанного программного продукта в других предметных областях.

Читать далее >>>

 Предметная неделя математики и информатики   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Внеклассное мероприятие

по информатике "Крестики-нолики"    8 класс

Цели мероприятия: развитие интереса к информатике, творческой активности, коллективизма; воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, воли к победе, находчивости; повторение и закрепление материала, представленного в неординарных ситуациях.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон, плакаты и карточки с заданиями, реализация рабочего поля игры в PowerPoint (можно рабочее поле оформить на доске).

Читать дальше>>>

 

 
 Внеклассное мероприятие по информатике для 9 класса

«Весёлое путешествие в компьютерный мир»

Цели:

повысить интерес к предмету информатике 

расширить кругозор учащихся

продолжить работу по воспитанию у учащихся уважения к себе и своим соперникам 

Читать дальше >>>

 Внеклассное мероприятие по информатике

Игра «Пятёрочка»      10 – 11 класс

Цель мероприятия:

развивать творческие способности;

расширять знания по предмету;

прививать познавательный интерес к предмету;

расширять кругозор;

учить работе в группах.

Читать дальше >>>

   Головоломки со спичками уже давно используются в качестве задач для развития логики и творческого мышления. Популярность подобных заданий обусловлена удобством использования и доступностью материала, из которого составляются занимательные геометрические и арифметические фигуры. Разгадывать такие головоломки можно дома, на работе, на улице или в дороге: достаточно найти ровную поверхность для выкладывания нужных схем из спичек. Логические игры на перекладывание спичек бывают как простыми и сложными, поэтому они подходят как для детей младших классов (несмотря на то, что «спички детям не игрушка»), так и для взрослых. На этой странице собраны интересные задачи со спичками различного уровня сложности. Для удобства каждое задание содержит ответ и описание верного решения, так что играть можно даже онлайн. Кроме того, в конце страницы есть ссылка, по которой можно бесплатно скачать все задачи.

Смотри далее >>>

 

 презентация

 

Открытый урок по теме "Квадратный корень из произведения и дроби"

 

      Аннотация к уроку: Урок в 8 классе по теме «Квадратный корень из произведения и дроби» соответствует программе, учебник Макарычева Ю.Н.. Это урок первичного предъявления новых знаний. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, выполнение заданий с использованием ЦОР, парная и групповая  работа, самостоятельная работа.

Цели:

Предметно-информационная:Познакомить обучающихся со свойствами квадратных корней и сформировать знания об их применении при решении примеров. Закрепление навыков быстрого счета.

Деятельностно-коммуникационная: развитие и формирование у обучающихся навыков логического мышления, правильной и грамотной речи, быстрой реакции.

Ценностно-ориентационная: вызвать у обучающихся интерес к изучению данной темы и данного предмета. Умение применять полученные знания в практической деятельности и на других предметах.

Задачи:

в направлении личностного развития:

- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

         -  воспитание способности принимать самостоятельные решения;

- уметь осознавать и понимать личную ответственность за будущий результат;

в метапредметном направлении:

-уметь  использовать математическую терминологию;

- уметь использовать эталон для самопроверки;

- уметь воспринимать устную речь;

в предметном направлении:

- владеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования;

- уметь использовать математическую терминологию;

-уметь  применять теоремы о квадратных корнях из произведения и дроби для вычисления значений выражений, содержащих квадратные корни.

/images/cms/data/konspekt_urok.docx

/images/cms/data/uroki/prezentaciya_k_uroku.pptx

/images/cms/data/uroki/prilozheniya.docx

/images/cms/data/uroki/tehnologicheskaya_karta.docx

/images/cms/data/uroki/analiz_uroka.docx